Наши современники о святых Равноапостольных Кирилле и Мефодии

 

Наши современники о святых Равноапостольных Кирилле и Мефодии

 

НАШИ СОВРЕМЕННИКИ О СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛЕ И МЕФОДИИ

 

 

Кирилл и Мефодий не только просветили других светом Евангелия, светом Боговедения и светом Крещения, светом Христовой веры, светом своего учения, но они сами «ко Свету Неприступному востекли», и ныне они находятся в «неприступном Свете».

...Кирилл и Мефодий «винограда Христова делатели», благодаря им, люди словенские «прицепились» как дикая маслина к благоплодному корню. Изобретение грамоты важно не только для перевода Священного Писания и для Богопознания, но и для богослужения. 

...филологические заслуги Первоучителей очень велики, но всё же не могут сравниться с просветительской, учительской и апостольской деятельностью Кирилла и Мефодия.

(Интересно, что в службе святым как Кирилл называется святителем, не будучи им, так Мефодий называется «преподобным», хотя это он прежде всего святитель. Мефодий, правда, прошёл весь монашеский путь, поэтому в обратной перспективе он — преподобный. В церковной традиции это не единственный случай: например, святитель Василий Великий и составитель Великого канона святитель Андрей Критский в некоторых богослужебных текстах также называются «преподобными»).

ВАЛЕРИЙ ЛЕПАХИН

 

+++

Нам нужно «удревнить» нашу древнюю литературу на два столетия и отсчитывать её начало не с XI века, а с IX, — с эпохи Кирилла и Мефодия. Их наследие — национальное достояние восточнославянской культуры, в том числе и нашей, русской, в не меньшей степени, чем сербской и болгарской.

 

...Будучи человеком необыкновенно даровитым, Кирилл рано обратил на себя внимание Византийского двора. Его не только активно «эксплуатировали», но ещё и постоянно куда-то отправляли — в разные земли, по разным заданиям, и в первую очередь полемическим, поскольку он прославился как великолепной защитник православной догматики.

 

И мы не знаем, как сложилась бы судьба братьев и судьба славянской письменности, если бы очередным обращением к ним Византийского двора не стала просьба отправиться в Моравскую миссию к славянам, чтобы, по просьбе тамошнего князя Ростислава, "завести" там служение на славянском языке.

 

Моравия — это нынешняя Словакия. Братья отправились туда, когда Кириллу оставалось жить всего несколько лет. Мефодий же [старший брат] после его смерти прожил в Моравии ещё 15 лет, не считая трёх лет в немецкой монастырской тюрьме.

 

Это была вторая половина их жизни — не с самых молодых лет они вышли на славянское служение. Во многом им помогло то обстоятельство, что в Фессалониках [Солуни], где они родились, было много пришлых славян. И в окрестностях Салоник селились славянские племена, часть которых пришла издалека — из восточной Европы, из древней Руси.

 

Это счастливое место рождения: с детских лет Мефодия и Кирилла оно способствовало тому, что они узнали и полюбили этот язык. А вот уже взрослое, сознательное устремление к тому, чтобы сделать его основой творческого переводческого труда, пришло значительно позже, — через десятилетия.

...Что касается сложности церковнославянского языка, то я скажу, что девяносто процентов речи, записанной Кириллом и Мефодием и их учениками, входит в нашу современную русскую речь.

ЮРИЙ ЛОЩИЦ

 

+++

Что значат для нас святые братья Кирилл и Мефодий, помимо того, что они создали нашу азбуку? Какие заветы они нам оставили?

 

Первый завет — завет веры.

 

Как была изобретена первая славянская азбука? Византийский император Михаил ??? повелел св. Константину-Кириллу идти на проповедь в Моравию, не дав тому ни алфавита, ни переводов книг на славянский язык. Братья наложили на себя пост, стали на молитву и через 40 дней обрели азбуку.

 

Изобретение славянского алфавита современники восприняли как самое настоящее чудо, подобное Пятидесятнице.

 

По наблюдению черноризца Храбра, если греческий алфавит был собран за тысячелетие и насчитывал тридцать знаков, то славянский за краткое время дошёл до тридцати восьми букв.

 

Именно вера помогала братьям совершать их нелёгкое служение, посрамлять ересь, проповедовать необразованным славянам, преодолевать недоверие римского клира, а святому Мефодию — терпеть страшную тяжесть тюремного заключения (871-873), издевательства и пытки.

 

Второй завет — завет любви. Только любовь к Богу и людям заставила их идти в далёкую, варварскую для них страну и подвергаться скорбям, непониманию, унижению.

 

Третий завет — славянское единство. Святые братья не делили славянский мир на болгар, сербов, русских и т. д. Для них это был новоизбранный народ Божий, летящий ко Христу, всецело желающий называться Христовым. Святые Константин-Кирилл и Мефодий создали Pax Orthodoxa [православный мир]. Их идеал — единая православная ойкумена, православная вселенная, где православные народы (точнее, единый народ Божий) живут в мире и любви.

 

Четвёртый завет — любовь к Слову. Слово для них — не только пища и питие, но и победное оружие в борьбе с дьяволом, ересью, ложью и самою смертью.

 

Наконец, завет христианского просвещения и всемирной проповеди, и во имя их — духовной борьбы.

 

Вот что нам оставили святые равноапостольные братья.

ДИАКОН ВЛАДИМИР ВАСИЛИК

 

+++

О многих знаменитых людях той эпохи мы подчас не знаем ничего, кроме имени. Создатели славянской азбуки в этом отношении оказались в положении исключительном. Можно сказать, что нам повезло. Уже вскоре после кончины Кирилла и Мефодия были созданы их жизнеописания. Причём созданы их ближайшими учениками и «по горячим следам», когда обстоятельства жизни славянских первоучителей не успели забыться. 

 

Когда листаешь «Пространные жития» Кирилла и Мефодия, перед глазами разворачивается увлекательная история, в которой соседствуют описания спокойных лет учебы и полных приключений миссионерских путешествий в отдалённые страны Востока, свидетельство о напряжённой научной работе и картины жизни столичного царского двора, рассказ о монашеском уединении и полное драматизма повествование о просветительских трудах Кирилла и Мефодия у славян. 

 

...Представьте себе подростка по имени Константин (так звали святого Кирилла до монашеского пострига), который воспитывается пусть в не очень богатой, но и в совсем не бедной семье. Его отец занимает немаловажную государственную должность в Фессалониках – втором по величине городе Византийской империи. Любимое развлечение этого мальчика, как, впрочем, и других молодых людей его круга, – ястребиная охота. Отец подарил ему обученного ястреба – довольно дорогой, как известно, подарок.

 

Однажды Константин отправился с друзьями на охоту. И вот, когда его птица взмыла в небо, чтобы обнаружить добычу, поднялся внезапный порыв ветра, подхватил ястреба и унёс. Сказать, что Константин расстроился, – значит не сказать ничего. Горю его не было предела. Два дня от огорчения он не ел хлеба. «Реакция ребенка, потерявшего игрушку», – скажете вы.

 

Но выводы из этого случая Константин сделал совсем не детские. «Подумав в душе о суетности жизни этой, – рассказывает его жизнеописатель, – покаялся, говоря: “Такова ли есть эта жизнь, где на место радости приходит печаль? С этого дня вступлю на другой путь, что этого лучше, и в волнении жизни этой своих дней не растрачу”». Таким путём для Константина стало... учение.

 

Образование сегодня стремятся получить все. Если спросить: зачем? – последуют ответы: чтобы получить профессию и зарабатывать на жизнь, чтобы потом сделать хорошую карьеру, чтобы быть «успешным» и т.д. Но затем ли учился Константин?

 

В его житии есть описание сна, приснившегося ему, когда он был ещё семилетним ребёнком. Мальчику снилось, что стратиг (то есть градоначальник) Фессалоник собрал всех девушек города и сказал Константину: «Избери себе из них, кого хочешь, в супруги на помощь тебе и сверстницу твою». В Византии такие «смотры невест» были известны; правда, происходили они в связи с женитьбой императора: со всех областей империи специальные комиссии собирали красивых девушек, из которых царь и избирал себе невесту.

 

Каким же был выбор Константина? «Я же, рассмотрев и разглядев всех, увидел одну прекраснее всех, с сияющим ликом, украшенную золотыми ожерельями и жемчугом и всей красотой, имя же её было София, то есть Мудрость, и её я избрал».

 

Всё значение этого сна можно понять, если вспомнить, что в православной Византии мудростью считали не только изощрённость ума или обилие эрудиции. В церковном богословии Мудростью, или Премудростью, Божией именуется Сын Божий – Иисус Христос.

Для Константина с юных лет стремление к Мудрости было не просто стремлением к книжному научению, но стремлением ко Христу. Поэтому и в церковной агиографии он остался как Константин Философ. Философ по-гречески значит «любящий мудрость».

СВЯЩЕННИК ДИМИТРИЙ ДОЛГУШИН

 

+++

В наши дни базилика Санта Мария Маджоре, о которой идёт речь в житии, по-прежнему остаётся одним из самых почитаемых храмов Рима. К базилике этой время оказалось милостиво. Её первоначальные величественные пропорции, настенные мозаики – всё и сегодня предстаёт почти в том облике, каким застали его солунские братья в рождественские дни 867 года.

 

Но почти никто уже теперь не вспомнит, что когда-то, – единожды за всю их более чем тысячелетнюю историю – эти своды оглашены были звуками славянского богослужения.

 

...Это было уже совсем незадолго до кончины монаха Кирилла в Риме. Житие повествует, что перед самым своим исходом он, собрав последние силы, облобызал брата, всех единомышленников своих и ещё раз напомнил молитвенно об их общем труде: «Благословен Бог наш, иже не дасть нас в ловитву зубам невидимых враг наших, но сеть их сокрушися, и избавил нас от истления...».

 

14/ 27 февраля 869 года Мефодий напомнил стоящим перед гробом, что брат его, оставивший для них всех такой великий дар и такой небывалый образ бескорыстия, прожил совсем немного, – всего сорок два года.

 

Но как же это столь малое уместило в себе столь неисчислимое?

ЮРИЙ ЛОЩИЦ

 

+++

Подвиг святых Кирилла и Мефодия — создание в 863 году славянской азбуки — дало нам не только письменность, но и возможность совершать богослужения и читать Священное Писание на родном языке. Само становление русской государственности совпало с рождением славянской азбуки. Кирилло-Мефодиевские торжества в России и Москве второй половины XIX века можно отчасти сравнить с пушкинскими торжествами — они были таким же осмыслением истоков национального самосознания и русской идеи в свете подвига солунских братьев.

...Напомним слова из Повести временных лет: «да аще хто хулить Словеньскую грамоту да будеть отлучен от церкве».   

 

+++

Мы сегодня празднуем день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — тех, кто создал корневую систему нашей нации. Они пришли в славянские страны, чтобы проповедовать Христа. Но в отличие от других миссионеров, которые говорили по-гречески или даже по-латински, они, будучи просвещёнными греками, поняли, что слово Божие нужно непременно передавать людям на их языке. А ведь письменности не было — люди только говорили по-славянски! Ни грамматики, ни даже азбуки не было. И святые равноапостольные братья стали создавать алфавит, а вскоре перевели на славянский язык самую важную книгу — Евангелие.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ

Дата последнего обновления страницы 01.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»