XVII Рождественские чтения. Резолюция.

  

Кириллица  

Хранители Азбуки

   Глаголица

 

XVII Рождественские чтения. Резолюция.

 

С Е М И Н А Р


Церковнославянский и классические языки в единстве образования и культуры

17 февраля 2009 г.


Сопредседатели:

Дейкина Алевтина Дмитриевна,

зав. каф. методики преподавания русского языка. МПГУ, проф., доктор. пед. наук.

Шичалин Юрий Анатольевич,

директор Греко-Латинского Кабинета, проф., доктор филос. наук


Организаторы:

Макарова Елена Владимировна,

директор НОУ СОШ «Живоносный Источник», к .пед. наук

Солозобова Ольга Анатольевна,

директор ГОУ СОШ № 981, лауреат Президентского Гранта


Куратор семинара:

Шестакова Светлана Михайловна,

сотрудник ОРОиК МП, к.филос.наук.

РЕЗОЛЮЦИЯ


В течение пяти лет в рамках Международных Образовательных Рождественских Чтений работает научно-практический семинар по изучению церковнославянского языка. Его основной особенностью является то, что семинар организуется объединенными усилиями двух школ: православной гимназии «Живоносный Источник» и государственной школы № 981. Руководит семинаром представитель ведущего педагогического вуза (МПГУ) профессор, доктор педагогических наук А.Д. Дейкина.

За пять лет работы участниками семинара стали около 400 представителей школ, семинаров и вузов из различных регионов нашей страны, из них – пять докторов наук и около двадцати кандидатов наук.

Главная идея семинара – привлечение педагогический общественности к вопросам изучения церковнославянского языка в современной школе, что соответствует, с одной стороны традициям отечественного образования, с другой, отвечает общей мировой практике, которая неотъемлемо связывает изучение родного языка с изучением древних языков, главенствующих в конкретном географическом и культурном ареале.

За все время работы семинара было показано около 30 открытых уроков (в том числе в презентациях на экране), представлено несколько докладов и сообщений учителями и учениками разных школ.

Обсуждались различные аспекты преподавания церковнославянского языка в школе, формы и методы его внедрения в учебный процесс. В результате обсуждения были обозначены два основных направления, позволяющих внедрять знания о церковнославянском языке в школьное обучение. Одно из них - через межпредметные связи, без введения дополнительных часов в учебные планы. Об этом подробно говорится в резолюции предыдущего семинара.

По благословению митрополита Климента, епископа Калужского и Боровского семинар 2009 года был объединен с изученим классических языков, что явилось новой чертой, существенно обогатившей содержание его работы.

Данное направление представляли профессор, доктор философских наук Ю.А. Шичалин (директор Греко-Латинского Кабинета) и преподаватель МДАиС иеромонах Тихон (Зимин). Их выступления обозначили новую точку отсчета в научном и практическом развитии семинара.

Презентации, представленные педагогами (см. программу), наглядно показали, как и в какой мере можно вводить в курс обучения отдельные фрагменты церковнославянского и греческого языков, позволяющие обогатить общее содержание урока, сделать его более ярким, интересным и запоминающимся.

Этот путь, по признанию участников семинара, является своего рода пропедевтикой, т.е. совокупностью некоторых сведений, необходимых для того, чтобы приступить к серьезному изучению древних языков. Но он очень важен в ситуации, когда языковое классическое образование практически утеряно российской школой, в то время как в ХIХ веке оно составляла его основу.

Вторая серьезная особенность семинара этого года была связана с общим направлением работы 17 Рождественских Чтений, поставивших задачу определить духовно-нравственные основы и пути взаимодействия науки, образования и культуры.

Организаторы семинары, имея за плечами богатый опыт проведения праздников славянской письменности и культуры1, постарались показать в своих выступлениях, как классно-урочная деятельность может быть использована в качестве подготовки к конкурсному выступлению на подобных праздниках. Нацеленность на участие в конкурсах, викторинах и фестивалях позволяет активизировать знания учащихся, побуждая их не только накапливать новые сведения о языке, но и расширять свои познания о сопутствующих исторических фактах и культурных явлениях из области литературы, изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра, хореографии, этикета, традиционной кухни и других элементов культуры.

История языка и история лингвистических учений показывают, как непросто определялись сущность и составные части взгляда на язык, связь национального языка и национального сознания. Носители родного языка – учащиеся средней школы должны быть приобщены к истокам отечественного языка и отечественной культуры. В исторически сложившейся системе национального языка важная роль принадлежит церковнославянскому и классическим языкам.

Методические основы с опорой на социальную природу языка интегрируются в представлении и понимании духовной, культурной и образовательной сути развития и воспитания языковой личности.

Предпосылки к формированию духовно и нравственно богатой личности содержатся в уроках интегрированных форм, в праздниках славянской письменности и культуры, в творческих приемах работы, во внимании к элементам церковнославянского и классических языков, что возможно при скоординированной учебно-воспитательной работе всего преподавательского коллектива. Объединяющим концентрирующим условием является интерес к истории русского языка как национального достояния.

Обращение педагогического коллектива к церковнославянскому языку и закрепленным в нем духовным ценностям позволяет сформировать такую духовную атмосферу и образовательную среду школы, в которой успешно складывается ценностная языковая и социальная ориентация школьника, формируется его гражданская позиция.

А.С. Пушкин, великий творец русского литературного национального языка, утверждал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». Русский язык через церковнославянский унаследовал от древне-греческого «законы грамматики, прекрасные обороты, величественное течение речи». Генетическая связь греческого и церковнославянского языков и их влияние на русский литературный язык позволяет ставить вопрос о необходимости их изучения, оторванность которого от практики современной школы вызывает опасение о будущем русского языка. Педагогический коллектив каждой российской школы должен осознавать свою ответственность за судьбу языка и способствовать сохранению отечественного языка и отечественной культуры в их лучшем выражении.

Участниками семинара был отмечен положительный опыт работы действующей в ГОУ СОШ № 981(г. Москва) городской экспериментальной площадки «Изучение элементов истории русского языка и славянской письменности как средство повышения уровня образования в современной школе». В новом учебном году еще пять школ подали заявки на открытие подобного эксперимента.

Было поддержано предложение проф. Ю.А. Шичалина об организации курсов древнегреческого языка для участников семинара.

Постоянный участник семинара к.ф.н. С.А. Наумов из С.-Петербурга пригласил всех желающих участвовать в интерактивном семинаре по церковнославянскому языку, организованном учениками Н.П. Саблиной, которая своими научными идеями и личным творческим вдохновением во много определила перспективы работы семинара.

Куратор семинара к.ф.н. С.М. Шестакова от имени руководителя Отдела религиозного образования и катехизации архимандрита Иоанна Экономцева вручила председателю семинара проф. А.Д. Дейкиной грамоту Отдела и отметила успешную работу и активность организаторов семинара директоров школ Е.В. Макаровой и О.А. Солозобовой и всех выступавших.

Также был отмечен положительный опыт публикаций в журнале «Лампада», способствующий популяризации церковнославянского языка. Автор ряда публикаций, сотрудник института русского языка им. В.В. Виноградова к.ф.н. И.А. Корнилаева вручила президиуму экземпляры журнала со своей статьей о реформах орфографии.

Выступавшие получили в подарок новый диск С.М. Кусмауль (Чертовой) с презентациями уроков и практикумом по церковнославянскому языку, а также Поэтическую Азбуку к.ф.н. Л.В. Дорофеевой.

Все желающие смогли приобрести материалы предыдущих семинаров, изданные в виде сборника сценариев уроков «Врата учености».

Ряд участников выступили с предложениями об организации семинара на будущий год. Пожелания и предложения будут рассматриваться и составят канву работы семинара в период его подготовки до следующих Рождественских Чтений.

Резолюцию готовили:

проф., д. пед. наук А.Д. Дейкина (Москва), сопредседатель,

проф. д. филос. наук Ю.А. Шичалин, сопредседатель,

иеромонах Тихон (Зимин) (МДАиС),

к. пед. наук Е.В. Макарова (Москва),

к. филос. наук С.М. Шестакова (Москва).

Резолюция принята общим голосованием участниками семинара и круглого стола (всего по спискам регистрации 62 человека).


 

1 Праздники, организованные в 1998 году НОУ «Живоносный Источник», получили статус окружных, проводятся в ГТЦ «Москворечье», входят в программу городских мероприятий. Их участниками становятся дети из образовательных учреждений различного типа: православных, этнокультурных, художественных и музыкальных.

 

 Резолюция семинара XVII Рождественских чтений.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»